Главная
История Армении
Армяно-еврейские параллели
Цахказард
Затик
Вардавар
Свадьба
Выбор невесты
Сватовство
Заключение брака
Обручение
Свадебные обряды
|
Особенностями,
определяющими национальное лицо любого народа, являются язык, вера, народные
праздники и традиции. Последние находят свое проявление в национальных обычаях,
в исполнении ритуалов. Для каждого народа обычаи так же важны, как язык
и вера.
ЦАХКАЗАРД
(Вербное воскресенье)
Смыслом праздника "Цахказард" является встреча весны, которая
сопровождается посадкой деревьев и знаменует счастливое и плодовитое соединение
молодых.
Цахказард (Царзардар) - праздник в предпоследнее воскресенье Великого
Поста (за неделю перед Пасхой (Затиком), истоки которого пришли из далеких
дохристианских времен. Большая часть церемоний этого праздника посвящена
пробуждению весны. Именно весной природа начинает пробуждаться и цвести,
из чего следует, что название праздника Цахказард связано с обилием цветов.
Другое название этого праздника Царзардар (украсить дерево) опять-таки
символизирует приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы
освященными ветками вербы или оливы, хранили их для защиты от урагана,
метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед.
Народ в освященных ветках видел загадочную силу, с помощью которых мог
противостоять перед стихийными бедствиями природы.
В прошлом в праздник Цахказард был обычай украшать цветными лентами деревья,
растущие неподалеку от церкви, и развешивать на ветках плоды, что символизировало
также и связь с культом плодородия.
По некоторым источникам, Цахказардом считают праздник прихода Иисуса Христа
в Иерусалим, который отмечается за неделю перед Пасхой (Затиком), однако
ни в библейских историях, ни в Новом Завете нет ни слова о цветах.
Цахказард также молодежный праздник. Об этом свидетельствуют совершаемые
в праздник ритуалы. В этот день парни и девушки надевали все самое красивое.
Молодые парни с корнем вырывали молодую иву и украшали ее ветки разноцветными
кусочками материи (вновь вспомним название "Цахказард"), чтобы
отнести ее своей любимой девушке. Следы этого обычая сохранились в некоторых
селах и по сей день. В чем суть обычая. Немного отдохнув днем, к полуночи
юноши спешили в церковь. И первый из них, кто успевал раньше всех, звонил
в колокол, а другие шли будить священника. Служба длилась до рассвета.
Утром после освящения деревьев, народ, в особенности молодые, сорвав с
деревьев по одной ветке, несли их домой, сажали в землю или вешали под
потолком. Этой же ночью, по предварительной договоренности, проводились
обручения новоиспеченных пар. Все это сопровождалось народными песнями
и плясками.
Обычай этот имеет прямую связь со смыслом и идеей праздника - пробуждение
и расцвет природы. В Цахказард, несмотря на то, что был Пост, готовились
сладости и другая вкусная еда.К сожалению, сегодня эти обычаи во многом
не сохранились.
|