Главная
История Армении
Армяно-еврейские параллели
Цахказард
Затик
Вардавар
Свадьба
Выбор невесты
Сватовство
Заключение брака
Обручение
Свадебные обряды
|
Теперь армяне также считают обручение значительным актом свадебного цикла,
хотя кое-где наблюдается тенденция к объединению этого обряда либо со
сговором (например, в ряде сел Арагацотна), либо со свадебным пиром, как
в селах Джавахка.
В назначенный для обручения день в доме жениха собираются близкие родственники.
Каждый из них приносит подарок невесте, главным образом украшение, но
теперь уже не из серебра, а из золота. Центральной фигурой среди приглашенных
по-прежнему бывает кавор. К этому дню отец женха должен зарезать барана
или теленка и приготовить разнообразные напитки. Однако начиная с 60-х
годов продукты в дом невесты, как правило, не посылают: теперь сторона
невесты считает "неприличным" принимать их, поскольку сама в
состоянии подготовить и накрыть богатый праздничный стол.
После небольшого застолья в доме жениха, где поднимают бокал за благополучное
достижение намеченной цели, жених вместе с отцом, кавором и его женой,
а также близкими родственниками в сопровождении музыкантов и молодежи
(как правило, набирается 20-25 человек) отправляется в дом невесты. Теперь
обычно с ним идет и его мать, что раньше не делалось. Процессия несет,
подняв над головой, подносы с подарками, сладостями, фруктами и напитками;
если невеста живет в этом же селе, идут пешком, с танцами и музыкой, если
она из другого села - к ней едут на машинах.
В доме невесты к приходу гостей готовятся заранее: накрывают стол, приглашают
близких родственников. Невеста удаляется в отдельную комнату. Примерно
через час после прибытия стороны жениха жена кавора выводит невесту и
сажает ее за стол рядом с женихом, что раньше не делали. После тостов
за здоровье жениха и невесты начинается ритуал преподнесения ншана. Жених
надевает невесте обручальное кольцо, будущая свекровь - золотые часики,
а кавор - золотую цепочку или золотое кольцо с красивым камнем. Затем
все пьют за "Два цветка", т.е. за жениха и невесту. В ответ
жених благодарит и обещает сделать все, чтобы сбылись все пожелания счастливой
жизни. Невеста благодарит молча, слегка наклонив голову, и передает свой
бокал отцу. Затем вносят подносы с подарками, которые так торжественно
несли над головой, и начинается одаривание невесты. Потом все танцуют:
первой - жена кавора, пригласившая к танцу жениха и невесту, после них
вступают и другие участники обряда. По окончании танцев вновь провозглашаются
тосты за счастье жениха и невесты, которые вскоре в сопровождении жены
катра уходят в отдельную комнату. Это, вероятно, отголосок старого обычая,
согласно которому молодые не могли присутствовать на торжественных застольях
свадебного цикла. После ухода жениха и невесты веселье с песнями и танцами
длится еще пять-шесть часов, а иногда и всю ночь.
Через несколько дней после обручения жених вместе с одной из родственниц
навещает невесту по приглашению ее родных. Это посещение называется ншанацтэс
(букв. "видение обрученной"). Гости приносят всевозможные сладости
и небольшие подарки для сестер невесты, ее мать готовит курицу, жарит
яичницу и угощает будущего зятя, а принесенные им сладости раздает на
следующее утро соседям. Обычно в течение двух-трех дней жених ночует в
доме невесты, а ее близкие родственники приглашают будущих молодоженов
в гости, угощают, преподносят небольшие подарки.
За 15-20 дней до свадьбы отец жениха вместе с тремя-четырьмя близ-кими
родственниками идет к кавору, чтобы получить его согласие на организацию
свадьбы. Затем они отправляются в дом невесты, чтобы решить с ее отцом
все организационные вопросы, касающиеся свадьбы: уточняются число и состав
гостей, а также меню и т.д. Для гостей готовят специальные пригласительные
билеты, которые раздает молодежь. Этот обычай, в прошлом характерный только
для наиболее состоятельных городских армян, 60-х годов стал популярен
и в селах. Принявший приглашение обязательно должен прийти, а если не
сможет быть на свадьбе, то пригласительный билет не берет. Переговоры
организационно-хозяйственного характера накануне свадьбы были обязательны
и в прошлом, но раньше их основной целью было установление размера выкупа
за невесту, поскольку, как уже отмечалось, наиболее распространенной формой
заключения брака у армян был брак покупкой. В старину традиционные предсвадебные
переговоры зачастую принимали характер откровенного торга, что нашло отражение
даже в их названиях, например: тур ев ар (букв. "дай и возьми"),
галан ктрел ("определить выкуп"), hге ктрел ("резать путь"),
джанапар днелу ("установить дорогу"), ктрвацк ("условие).
Для ведения переговоров с обеих сторон высылали специальных посредников
- хнамахос, векилнер.
Во время этих переговоров назначался день свадьбы, определялось число
гостей со стороны невесты, оговаривалось, сколько и какой ткани должна
купить сторона жениха для свадебного наряда невесты, кройка и шитье которого
обставлялись особым обрядом - шордзевек, шорктрел. Он совершался в торжественной
обстановке в доме невесты, на него специально приглашали хорошую портниху,
а также близких родственниц с обеих сторон. В селениях Армении шордзевек
бытовал еще в 60-е - начале 70-х годов. Позднее, когда свадебное платье
стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно
исчез.
|